Об арестах и допросах

09.14.2010 | 13:23

Сразу после террористических актов 11 сентября 2001 года активизировали свою деятельность правоохранительные органы. Пресса сообщала об арестах сотен лиц, подозреваемых в причастности к террористическим организациям. Еще большее количество лиц подвергалось допросам. Многим были предъявлены обвинения в нарушении иммиграционного статуса. Для допроса и ареста нужны основания, и о них мы беседуем ниже.

- В какой момент происходит арест?
В тот момент, когда представитель правоохранительных органов, например, полиции, имея на руках ордер на арест, объявляет подозреваемому, что тот арестован. В некоторых случаях, даже без предъявления ордера можно считать арест состоявшимся, если подозреваемый помещен под стражу, где бы это ни произошло. Это более серьезная мера пресечения по сравнению с задержанием с целью допроса. После ареста полиция может подвергнуть задержанного допросу для выяснения обстоятельств предполагаемого правонарушения, его роли в произошедшем и наличия других участников преступления. Затем подозреваемого доставляют в суд, где у него берут отпечатки пальцев и фотографируют для досье. После этого его чаще всего освобождают под залог или без залога, при условии, что он предстанет перед судом в условленное время.

- В каком случае полиция не обязана иметь ордер на арест?
Если у полиции имеются веские основания полагать, что было совершено правонарушение, и подозреваемый его совершил, они вправе арестовать его, даже не имея на руках ордера на арест, т.е., не обращаясь за ордером в суд. Исключение из этого правила: если полиция намерена произвести арест в доме подозреваемого, ордер на арест обязателен. В данном случае изречение «мой дом - моя крепость» полностью оправдано. Но относится это лишь к менее серьезным правонарушениям (скажем, мелкое хулиганство), когда подозреваемый не может причинить ущерб или уничтожить те или иные улики.

- Каким образом получают ордер на арест?
Представитель правоохранительных органов должен представить судье свидетельства, данные под присягой, о том, что было совершено правонарушение, и имеются веские основания полагать, что оно совершено тем лицом, которое намерены арестовать. Если судья согласится, он выдаст ордер на арест. После этого арест может быть осуществлен в течение установленного судом срока, например, 10 дней.

- А что если арест был произведен в нарушение правил? Обязана ли полиция освободить подозреваемого?
Полиция не обязана освобождать подозреваемого даже в случае нарушения правил ареста. Однако важно учесть, что если в результате незаконного ареста полиции удалось обнаружить улики, инкриминирующие подозреваемого, то эти улики суд не примет их во внимание. Точно так же, если подозреваемый в ходе допроса после незаконного ареста дал показания, то они не будут использованы в качестве доказательств виновности.

- Если подозреваемый арестован и не намерен отвечать на вопросы полицейского, каким образом он должен это объяснить?
Собственно говоря, для этого не надо никаких волшебных заклинаний или объяснений. Вы праве просто не отвечать на вопросы, т.е. молчать. При этом ваше молчание не может быть истолковано превратно. Кроме того, ваше право - попросить увидеться или переговорить с адвокатом. Наконец, можно заявить, что вы намерены использовать свое конституционное право против самооговора, и если полиция и после этого не прекратит допрос, тем самым нарушается это право. Следовательно, что бы вы ни сказали после этого, ваши показания не могут быть использованы против вас.

- Насколько настойчивыми могут быть действия полиции во время допроса?
Все, о чем вы заявили добровольно и без какого-либо насилия или давления, в целом допустимо к использованию на суде. Иными словами, представители правоохранительных органов не вправе оказывать на допрашиваемого физическое или психологическое давление, вынуждая его говорить. Если все же подобное воздействие имело место (что в наши дни стало вполне возможным), то любые признания оказываются вне судопроизводства, т.е. не могут быть использованы против подозреваемого. Довольно часто подзащитный утверждает, что его вынудили дать показания, тогда как полиция доказывает, что признание было добровольным. В такой ситуации следует доказать факт насилия. В противном случае судья, полагая, что у подозреваемого больше оснований говорить неправду, нежели у полицейского, может поверить полиции и заключить, что признание было добровольным.


  • #1
  • Макс
  • 04.05.2012 | 00:59

На сколько мне известно после событий в сентябре 2001 года,аресты по подозрению в терроризме стали очень привычным делом и очень часто допросы и следствие ведут с применением незаконных способов.

Календарь

rusrek.com: Briarwood 718-297-3329 rusrek.com: Станислав Кулишов


rusrek.com: Eternity Monuments 718-684-7666 rusrek.com: 1575-19 Genadiy_Rosy-5 (347) 907-1248

Репортажи